Использование жидких теплоносителей для отопления индивидуальных домов считается наиболее распространенным. Производительность и достаточная надежность, с которой работает система отопления жилых помещений, во многом зависит от типа используемого теплоносителя и его характеристик. Замена воды, традиционно используемой в системах отопления, на антифриз несколько повышает производительность и снижает расход топлива.
- Выбор охлаждающей жидкости – вода или антифриз
- Вода или антифриз?
- Антифриз для отопления дома имеет ряд преимуществ, которые делают его лучше воды:
- Виды антифризов и их характеристики
- Антифриз в отопление в частном доме изготавливается на основе:
- Как залить антифриз в систему отопления дома закрытого типа?
- Перед тем, как заливать антифриз в систему отопления вашего дома, вы должны провести проверку:
- Заполнение открытых систем отопления
- Рекомендации
- Срок эксплуатации
- Чем залить антифриз в систему отопления дома?
- Погружной насос
- Преимущества погружных насосов:
- Дренажный насос
- Поверхностный насос
- В зависимости от принципа действия они могут быть:
- В заключение
Выбор охлаждающей жидкости – вода или антифриз
Самым бюджетным теплоносителем в системе является вода. Но ее применение оправдано не во всех случаях. Ее рекомендуется использовать только в системах, не подверженных коррозионным процессам, но имеющих особые условия. Однако стоит учесть, что в систему должна быть залита только дистиллят, чтобы предотвратить образование накипи в системе. Если в минусовую температуру срочно отключить отопление, жидкость в трубах может замерзнуть, разрушив их.
Решение проблемы заключалось во впрыскивании в систему отопления частного дома по-иному спланированного теплоносителя – незамерзающей жидкости (антифриза). Можно ли залить антифриз в системах отопления? Ответ положительный.
Многие компании производят антифризы для систем отопления. Каждый вид антифриза имеет свои особенности, которые напрямую влияют на его стоимость.
Вода или антифриз?
Антифриз для отопления дома имеет ряд преимуществ, которые делают его лучше воды:
- Высокий уровень вязкости;
- инертность по отношению к материалам, из которых произведено оборудование;
- нет коррозии;
- высокая теплопроводность;
- стоимость относительно низкая.
Виды антифризов и их характеристики
Антифриз в отопление в частном доме изготавливается на основе:
- этиленгликоля – считается самым доступным и устойчивым к низким температурам. Производится два вида гликолевого антифриза – для замерзания при -30°С и -65°С. Данную жидкость не рекомендуется использовать из-за токсичности, а вот для открытых систем противопоказаний нет. Цвет жидкости – красный;
- пропиленгликоля – жидкость нетоксична, что делает ее безопасной для использования дома. Температура замерзания данного вида антифриза составляет -35°C. Цвет антифриза – зеленый;
- глицерина – температура замерзания достигает -30°С, не имеет вредного воздействия на человека, поскольку нетоксичен. В отличие от вышеперечисленных видах имеет множество преимуществ, которые дополнительно объясняют его характеристики как охлаждающей жидкости:
- Защита от коррозии узлов и элементов трубопроводов;
- Срок службы до 8 лет;
- При заливке в систему нет необходимости принудительно промывать трубопровод;
- Продается разбавленным и готовым к заливке.
В основном антифриз в систему отопления дома продается в концентрированном виде и должен быть разбавлен перед заливкой в систему. Вещество следует разводить только в тех пропорциях, которые рекомендованы заводом-изготовителем. Чрезмерно концентрированный раствор не подойдет – в результате в теплообменнике быстро образуется вредный слой. Антифриз следует заменять каждые 5 лет после начала эксплуатации.
Как залить антифриз в систему отопления дома закрытого типа?
Используйте насос, подключенный к подпиточному патрубку, для заполнения закрытых систем отопления. При отсутствии помпы процесс усложняется – в этом случае необходимо заливать антифриз через самую высокую точку системы, сняв автоматический воздухоотводчик.
Перед тем, как заливать антифриз в систему отопления вашего дома, вы должны провести проверку:
- Запорный клапан находится в положении «открыто»;
- Клапан сброса давления Маевского и те, которые отделяют нагреватели, заклинило;
- Концентрированный антифриз разбавлен по инструкции;
- Клапан, разделяющий мембранный расширительный бак, устанавливается в открытое положение.
Сначала при заливке вещества в закрытую тепловую сеть его закачивают до достижения давления 1,4-1,5 бар. Затем, начиная с самой нижней камеры, воздух постепенно вытесняется из ячеек. При этом доливать антифриз нужно медленно, а за давлением на манометре внимательно следить – оно не должно быть ниже 1 бар.
В закрытой системе обратный клапан устанавливается на штуцере подачи, иначе впрыск теплоносителя будет очень затруднен.
После полного выпуска охлаждающую жидкость следует снова закачать до тех пор, пока манометр не покажет 1,5 бар. Затем один за другим откройте краны, разделяющие котлы – сначала обратку, затем подающую. Клапаны системы отопления должны открываться медленно и осторожно, чтобы воздух мог выходить через автоматические вентиляционные отверстия для безопасной работы котла. Давление снова начнет падать, поэтому антифриз нужно постоянно доливать.
При включении подогревателя и предварительном подогреве антифриза следует постоянно контролировать давление. При требуемой температуре охлаждающей жидкости максимальное значение составляет 1,8 бар.
На заключительном этапе воздух снова выпускают из устройства, а давление регулируют и стабилизируют. При использовании сливного клапана Маевского следует соблюдать крайнюю осторожность, чтобы не обжечься, разбрызгивая нагретый антифриз, особенно если система заполнена гликолем.
После выполнения работ нужно провести ревизию на предмет выявления неисправностей. Для этого проверяется каждое соединение Если обнаружена утечка, нет необходимости снова откачивать линию – просто используйте запорный клапан, чтобы отрезать неисправную ветвь линии, а когда герметизация будет восстановлена, увеличьте давление и снова выпустите воздух.
Заполнение открытых систем отопления
Для открытых систем вещество пропиленгликоль нужно выбирать именно так, как оно наиболее безвредно, так как открытый расширительный бак напрямую связан с атмосферой, а так как он находится внутри здания (обычно на чердаке), незамерзающая жидкость может просочиться в помещение, хотя количество небольшое.
Считается, что нет смысла иметь в открытой системе «незамерзший» отсек. Для предотвращения испарения теплоносителя систему следует преобразовать в закрытый тип.
Разбавленный и полностью приготовленный антифриз для системы отопления доливается через клапан подпитки через насос или через расширительный бачок. Каждый клапан Маевского, расположенный на батарее, должен быть в открытом положении. По мере заполнения объема расширительного бачка кран постепенно закрывается. Затем его необходимо долить незамерзающей охлаждающей жидкостью примерно на треть объема бака.
Перед закачкой антифриза в систему отопления каждый элемент запорно-регулирующей конструкции необходимо проверить на замыкание.
После первого включения и прогрева отопителя следует выпустить воздух через радиатор. Если уровень горячего антифриза в бачке упадет, его необходимо будет долить примерно до половины его объема.
Рекомендации
Системы отопления с оцинкованными трубами не допускают использования антифриза. Результатом химической реакции между теплоносителем и металлом является нерастворимый налет, забивающий трубы.
Ни в коем случае нельзя смешивать антифризы различных производителей, а тем более разных цветов, так как это приведет к плохой работе охлаждающей жидкости, а также к ржавлению патрубков и внутри радиатора отопления. В некоторых случаях такое смешивание возможно, но только после проверки их совместимости.
Рекомендуется разбавлять антифриз мягкой дистиллированной водой без солей металлов. При добавлении обычной воды из водопровода в теплосети могут образовываться нерастворимые остатки. Индекс жесткости воды не должен превышать 5 единиц. Соотношение концентрированного антифриза, разбавленного водой, составляет 1:2.
Перед заправкой системы отопления антифризом убедитесь, что водяной насос и аккумуляторы полностью заряжены, так как гликолевый антифриз, например, имеет на 15-20% меньшую теплоемкость, чем вода.
Перед заменой обычной охлаждающей жидкости на антифриз рекомендуется увеличить емкость расширительного бачка или произвести замену на охлаждающую жидкость большего объема. Объем бака для воды должен составлять не менее 15 % от общего объема жидкости в системе отопления.
Важнейшим условием эффективного применения антифриза в системе отопления – это герметичность.
Срок эксплуатации
Срок службы антифриза как охлаждающей жидкости зависит от условий эксплуатации. Вещество не рекомендуется использовать при температурах, близких к температуре кипения.
При нагревании залитого в систему отопления незамерзающего раствора до 175 градусов происходит термическое разложение компонентов вещества, на нагревательном элементе образуется сажа, разрушаются антикоррозийные присадки, выделяются газообразные продукты разложения. Все эти негативные факторы могут повлиять на эффективность работы отопителя, стать причиной ухудшения характеристик антифриза, привести к необходимости его досрочной замены.
В среднем прогрев антифризом проходит 5 лет до замены вещества, после чего старую охлаждающую жидкость необходимо слить и залить чистую охлаждающую жидкость.
Чем залить антифриз в систему отопления дома?
Погружной насос
Вибрационные погружные насосы работают при полном погружении в антифриз. К таким устройствам относится всем известный «Малыш». Следует сказать, что специального насоса для добавления антифриза в систему отопления нет. Все агрегаты имеют широкий спектр применения в народном хозяйстве. Так, например, «малыш» может не только закачивать антифриз в контур, но и качать воду из скважины.
Преимущества погружных насосов:
- дешевый;
- компактный;
- экономичный;
- портативный.
С таким насосом можно все – от поливки грядок до подачи воды из колодца. Он имеет металлический корпус, что делает устройство надежным и долговечным.
Жидкость в десяти метрах производит давление в одну атмосферу, а получается, что «малыш» может накачать до четырех атмосфер. Этой мощности более чем достаточно для автономной системы отопления. Как известно, там, где давление не превышает двух атмосфер, нормой считается показание манометра в полторы атмосферы.
Учитывая высокую скорость впрыска, этот насос за несколько минут прокачает обычную систему до 100 литров теплоносителя. Принцип работы заключается в том, что антифриз сразу попадает в насос через отверстие в корпусе и по шлангу подается в контур.
Поскольку необходимо заполнить систему отопления антифризом и не допустить попадания пыли в трубы, очень удобно иметь в оборудовании фильтры, улавливающие даже мельчайшие частицы загрязняющих веществ.
Чтобы закатать антифриз в контур отопления, понадобится ведро, в которое его залить. Затем поместите насос в ведро со шлангом, присоединенным к подающей трубке.
Дренажный насос
Этот тип оборудования специально разработан для откачки воды из подвалов или даже с земли. Особенностью этого устройства является его способность пропускать крупные частицы с разницей размеров до 35 мм.
В нем отсутствуют фильтрующие элементы для защиты контура от загрязнения, поэтому это необходимо учитывать прежде чем выполнять залив антифриза в систему отопления. Также нужно убедиться, что насос не отключается автоматически, когда охлаждающая жидкость в бачке достигает минимума. На самом деле в погружном насосе установлен специальный поплавковый выключатель, реагирующий на изменение уровня жидкости.
Принцип закачки антифриза в систему отопления такой же, как и у других насосов. Единственное, на что стоит обратить внимание, так это на размер устройства. Он может не соответствовать горлышку кега, поэтому входное отверстие следует расширить.
Поверхностный насос
Поверхностный насос не погружен в жидкость. Они установлены отдельно и антифриз течет по шлангам. Это, несомненно, более мощные агрегаты, но и стоят они дороже. Такие насосы могут накачивать в контур очень высокое давление, что делает их полезными для опрессовки и гидравлических испытаний систем отопления. Поверхностные насосы бывают механическими и электрическими.
В зависимости от принципа действия они могут быть:
- мембранными;
- роторными;
- поршневыми.
Первые два типа относятся к электроприборам, причем поршневые насосы представляют собой ручные агрегаты с резервуаром. Антифриз заливается в баки, которые накачиваются цилиндрами низкого и высокого давления. Устройство оснащено манометром. Закачка антифриза в систему требует больших усилий.
В заключение
Чем заполнять систему отопления – водой или антифризом – необходимо решать исходя из конкретных условий эксплуатации и наличия реальной угрозы замерзания контура системы отопления. Сам процесс нельзя назвать слишком сложным, даже если он трудоемкий и требует помощи помощника.